Обесценивание учителя

Учитесь преподавать Для нас, граждан советской закалки, учитель был очень авторитетным представителем общества. Ему мы доверяли больше, чем себе, слушали его и записывали слово в слово, так как он был почти единственным источником упорядоченных знаний. Надо сказать, формирование образовательного процесса для широких слоев населения, с постепенным ростом эффективности сквозь столетия, отразилось на позиции учителя в социуме. Я не берусь утверждать о частностях прошедшего века, говорю за последние 15 лет.

В начале 2000-х годов значение государственных образовательных учреждений, в том числе высшего образования, пошатнулось. Люди бизнеса (кстати и «бизнес» стал в России появляться тогда же) стали активнее привлекать к своей работе не престижные институты, а частных профессионалов, знатоков-ораторов, способных с использованием личной высокой компетенции распространять знания и повышать практический уровень образованности сотрудников. Речь идет о бизнес-коучах, тренерах, как, в общем, в равной мере и об узкоспециализированных профессионалах. Бизнес оценил профессионализм выше престижа и нашел способы экономить. В это время начали расти настоящие бизнес-тренеры, ставшие легендами, звездами, повернувшие репетиторство в деловую плоскость, сделавшие, пожалуй, солидные преобразования в деловой среде с реальными результатами.

К чему же это привело? Ниша бизнес-коучинга показалась настолько привлекательной всем, кто мало-мальски хорошо разговаривает, и туда потянулись массы людей совершенно не исключительной хватки, те, кому хотелось славы и легких денег, частные выпускники ВУЗов и курсов, не имеющие опыта. А именно практический опыт когда-то и привлек бизнес в таком обучении. Вот и бизнес теперь стал отказываться от услуг тренеров, считая их переоцененными и малоэффективными (в какие-то моменты списывая эти послабления на глобальные экономические кризисы и т.д.).

Следующий этап этой динамики – укрепление ниши коучинга для физлиц, наводнение рынка низкокачественными предложениями, расширение ассортимента курсов и дефрагментация их на элементарные частицы, так как современная тенденция потребления информации требует укорачивания единицы информации. После чего сейчас мы видим целые ассоциации подобных «тренеров», обучающих всех желающих получению высоких прибылей от своей деятельности. А на деле, прибыли получают эти самые «учителя», а ученики остаются за бортом с напудренным мозгом, и вся эта деятельность образует огромную пирамиду злокачественных MLM- цепей. Не будем называть имен и конкретных названий, но вижу эту область образовательного рынка сильно скомпрометированной: под громкими названиями и красивыми историями ораторами продаются ничтожные техники, а взаимоуважительная связь ученика с учителем упразднена. Делается упор на собственый эмоциональный потенциал именно с целью разрушить личность человека, а не помочь ей укрепиться и вырасти в нем.

Из чего я лично вижу плачевный вывод: погнавшись за доступными знаниями «о лучшей жизни», молодежное общество может потерять веру в силу знаний и учителей. Еще какое-то время непрофессиональные коучи будут торжествовать и зарабатывать на доверии, но затем произойдет клиентская иммунизация и деградация этой сферы услуг. Сейчас слишком доступны стали способы раздачи учебных материалов, быть лидером и поучать хочет каждый, этот назидательный тон слышен со всех сторон. Так, звание Учителя (в том понимании, что он поднимает учеников на ступень выше) существенно потеряло в весе и пока непонятно, когда и в какую сторону этот процесс повернет. И сдается мне, что не придется учителям государственных образовательных учреждений в ближайшее десятилетие увидеть роста доходов.